Второй способ подъема трубы -монтаж дымовых труб отдельными звеньями имеет две разновидности:
Наращивание трубы снизу заключается в том что монтаж дымовых труб отдельными звеньями начинается с верхнего звена (царги) трубы, которое устанавливается между двумя предназначенными Для подъема грузоподъемными приспособлениями и приподнимается с их помощью на высоту, достаточную для подведения снизу следующего (считая от верха трубы) звена (фиг. 15-2).
Затем ранее поднятое звено опускается на подведенное
под него звено и собирается их фланцевое соединение, после чего оба собранных звена вновь приподнимаются для подведения под них третьего и т. д. вплоть до подведения последнего нижнего звена.
Наращивание трубы сверху заключается в том, что монтаж начинается с самого нижнего звена трубы, устанавливаемого сразу на основание под трубу. По окончании его установки последовательно поднимаются и устанавливаются на предыдущие со сборкой их фланцевого соединения все остальные звенья, кончая верхним (фиг. 15-3).
Наиболее целесообразным является подъем трубы в собранном виде, каковой способ надлежит рекомендовать во всех случаях, когда представляется возможной предварительная сборка трубы в горизонтальном положении.
В тех случаях, когда габариты крыши и ее конструкция не допускают предварительной сборки трубы в горизонтальном положении, надлежит применять подъем трубы отдельными звеньями с наращиванием снизу. Способ этот, во всем остальном равноценный первому (подъем в собранном виде), невыгодно отличается от него лишь тем, что продолжительность нахождения грубы в состоянии подъема (от начала до окончательного закрепления) здесь во много раз больше.
Это обстоятельство, чрезвычайно существенное во всех случаях монтажа, приобретает решающее значение для местностей с сильными ветрами и особенно при переменной розе ветров, так как, начав подъем трубы в благоприятных условиях при спокойной погоде, никогда нельзя быть уверенным в том, что за столь продолжительный срок (2-3 суток) метеорологические условия резко не изменятся, а это может иметь самые тяжелые последствия, если не принять специальных мер, обеспечивающих приближение надежности временных оттяжек трубы к постоянным. Неблагоприятным является также и то, что в процессе подъема грузовые крюки полиспастов необходимо 2-3 раза перестрапливать на высоте.
Последний из способов подъема трубы - отдельными звеньями с наращиванием сверху - наиболее сложен и применим лишь в тех случаях, когда конструкция крыши не только не допускает оборки трубы в горизонтальном положении, но и установки тяжелых, большой грузоподъемности, мачт. Опасность воздействия ветра здесь также велика, так как в процессе наращивания трубы приходится менять места застропки на трубе временных оттяжек трубы.
Для монтажа высоких и тяжелых труб независимо от технологии ("наращивание сверху", "наращивание снизу" или монтаж крупными блоками) требуются довольно высокие и тяжелые мачты, установка и демонтаж которых требуют, в свою очередь, применения дополнительных вспомогательных стрел и вызывают значительные затраты средств и времени.
Более совершенным методом монтажа высоких стальных труб является способ их монтажа с помощью "ползучего" шевра, устанавливаемого непосредственно на монтируемой трубе и по мере наращивания трубы поднимаемого вверх.
Конструкция шевра показана на фиг 15-4. Портал 1 из швеллеров имеет возможность вращаться в вертикальной плоскости, вокруг двух цапф 2, закрепленных на установленном звене дымовой трубы 3 с помощью болтов. Портал
связан раскосами с горизонтальными элементами коромыслами 4. К цапфам подвешена на хомутах 5 площадка 6 для сборщиков.
К коромыслам крепятся два троса 7 от лебедок 8, с помощью которых шевр может быть наклонен в одну или другую сторону и удерживаться по необходимости в определенном положении.
К верхней перекладине шевра крепится грузовой полиспаст 9 для подъема звена трубы. Подъем производится электролебедкой 14.
Технологический порядок монтажа дымовой трубы заключается в следующем. Первое звено трубы устанавливается с помощью мачты высотой 7-8 м. Затем с этой же мачты поднимается на фундамент шевр в сборе с цапфами, которые болтами укрепляются на звене трубы на расстоянии 750-800 мм от верхнего края.
Болты, крепящие цапфы, пропускаются через отверстия в щеках цапф и в теле звена трубы и вворачиваются в гайки, заранее приваренные изнутри к телу трубы против упомянутых отверстий. После очередной передвижки шевра отверстия в теле трубы для крепления цапф заглушаются болтами-коротышами. Удержание шевра в вертикальном положении осуществляется лебедками 8. Очередное для подъема звено трубы 10 устанавливается рядом с цоколем трубы.
Перед подъемом на звене проделывают следующие операции. Засверливают с двух диаметрально противоположных сторон отверстия и изнутри трубы против отверстий приваривают гайки для крепления цапф и обойм с роликами 11 для передвижки шевра. Отверстия для обойм сверлятся на той же оси, что и для цапф, но на расстоянии от верхнего края звена, равном 250-300 мм. Затем приваривают изнутри звена на расстоянии от верхнего края в 500-600 мм две скобы для закрепления стропа грузового блока. Скобы привариваются в плоскости, перпендикулярной по отношению к плоскости крепления цапф.
В ролики 11 пропускаются два троса 12 от лебедок 13 (свободный конец троса крепится временно на жимках к нити, идущей на лебедку).
Натяжением троса одной из лебедок 8 и травлением троса другой наклоняют шевр так, чтобы ось полиспаста 9 совпадала с осью звена трубы 10.
После закрепления стропа на крюке полиспаста звено 10 поднимают кверху и возвращением шевра в вертикальное положение устанавливают его над ранее установленным звеном и приступают к стыковке.
Операции по стыковке производятся с площадки 6, подвешенной к цапфам и вследствие этого сохраняющей постоянно горизонтальное положение.
С окончанием крепления звена приступают к передвижению шевра вверх. Для этого свободные концы тросов 12 крепятся к стойкам шевра у цапф, освобождают болты цапф и, манипулируя лебедками 13, работающими на подъем, и лебедками 8, равномерно травящими трос, пристропленный к коромыслам, Поднимают шевр на новое место на вновь установленном звене 10.
Вместе с шевром поднимается площадка 6. Во время подъёма площадке 6 рабочие находиться не должны. Для закрепления цапф установки очередного звена трубы и высвобождениетакелажа рабочие поднимаются на площадку по постоянной лестнице дымовой трубы.
Чрезвычайная ответственность подъема дымовых труб требует особо четкой организации этой операции и тщательной к ней подготовки.
Помимо приведенных выше общих правил проведения такелажных операций необходимо еще соблюдение некоторых правил:
По окончании установки трубы производится выверка вертикальности ее положения при помощи отвесов, опущенных с вершины трубы в двух перпендикулярных друг к другу вертикальных плоскостях. При этом у труб, поднимаемых в собранном виде и с наращиванием снизу, отвесы укрепляются к вершине трубы еще до ее подъема на точно вымеренных расстояниях от центра трубы. По выверке основания трубы на ее постаменте вертикальность ее положения регулируется по положению отвесов, натяжением ее постоянных вант (оттяжек).
Натяжение вант удобнее всего производить талью. При этом надлежит помнить, что все ванты должны быть натянуты равномерно (с точностью определения нажимом руки).